Возрастные особенности детей 3 года жизни

 

 

Группа "Подсолнушки"

 

 

Возрастные особенности развития детей от 2 до 3 лет

 

 

 

Третий год жизни является переломным этапом в развитии ребёнка. Именно в этот период происходят качественные изменения в психике ребёнка, которые обеспечивают постепенный переход малыша в активную и деятельную личность.

Темп физического развития на третьем году жизни замедляется. В среднем за год масса тела увеличивается на 2 кг, (к концу года ребёнок весит 14,8-15 кг), а рост – на 7-8 см, (в три года рост малыша составит около 95-96 см). Возрастают физические возможности ребёнка. Так, совершенствуется деятельность нервной системы, поэтому период активного бодрствования теперь составляет 6-6,6 часов. При этом следует помнить, что дети третьего года жизни легко возбуждаются и быстро утомляются от однообразных действий.

Значительные изменения происходят в психическом развитии детей – расширяются потребности, изменяются виды и формы деятельности, развивается волевая сфера, формируются элементы сознания и самосознания, усложняется общение с окружающими.

Третий год жизни характеризуется противоречием между стремительно возрастающей самостоятельностью и желанием принимать участие в жизни взрослых. Важнейшим новообразованием этого возраста является возникновение ощущения «Я», на основе которого происходит самоутверджение, являющееся основой для возникновения чувства самоуважения.

Основная часть обращений ребёнка этого возраста к взрослому связана с ожиданием позитивной оценки своих действий. Ребенок пытается приобщиться к миру взрослых, проявляя интерес к их личности и деятельности. В результате этого малыш начинает в речи использовать местоимение «мы».

На третьем году жизни у малыша наблюдается значительный интерес к речи окружающих, особенно, если она направлена на него. Быстро увеличивается словарь, который к концу года составляет 1200-1500 слов. Ребёнок начинает понимать не только смысл отдельных слов и фраз, касающихся непосредственно его и ближайшего окружения, но становится способным воспринимать небольшие рассказы, сказки, стихотворения о том, что находится за пределами его восприятия. Малыш начинает задавать вопросы по содержанию прочитанного, может выполнять просьбы и инструкции взрослого. Теперь ребёнок может назвать цель своих действий определенным словом («пойду», «буду», «нарисую»).

Также совершенствуется сенсорная сфера крохи. Дети могут подбирать по образцу геометрические фигуры, различать четыре основных цвета, без помощи взрослого узнавать отдельные свойства предметов.

Интенсивно развивается фонематический слух ребёнка – он теперь может различать разнообразные шумы, голоса людей, звуки и тона музыки. Совершенствуются обследовательные действия ребёнка – расширяется и круг интересующих малыша объектов. К концу года он может ориентироваться в ближайшем окружении, начинает осваивать отдельные временные понятия, у него формируется умение наблюдать и сравнивать, рассуждать, регулировать речью своё поведение.

Продолжает развиваться эмоциональная сфера малыша. Теперь он проявляет стойкие эмоции в отношении отдельных взрослых и детей, возникают чувства, связанные с видом деятельности, эстетические, а также негативные эмоции. Поведение ребёнка становится более устойчивым и контролируемым, ребенок учится преодолевать препятствия. Малышу теперь доступны разные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, музыкальная деятельность. В это время происходят значительные изменения и в отношении ребёнка к сверстникам. Дети начинают наблюдать, прислушиваться, подражать друг другу. Возникают действия, адресованные сверстнику.

В конце третьего года жизни у детей появляется принципиально новая форма коммуникативных действий – эмоционально окрашенные игровые действия, с помощью которых ребёнок не только проявляет свое отношение к сверстнику, но и демонстрирует ему свои умения.

Третий год жизни характеризуется противоречием между стремлением ребёнка к самостоятельности, которое быстро возрастает, желанием принимать участие в деятельности взрослых и реальными возможностями малыша. Решить эту проблему возможно с помощью игры.

В этот период происходят качественные изменения в психике малыша. Возрастают его физические возможности, шире становятся потребности, изменяются виды и формы деятельности, развивается воля, элементы сознания и самосознания, усложняется общение с окружающими.

Начало третьего года жизни ознаменуется окончательным формированием потребности общаться со сверстниками, которая реализуется в эмоционально окрашенном игровом взаимодействии. Наибольшее число контактов между детьми возникает из-за игрушек. Не редко они носят конфликтный характер. Задача взрослого – организовать такую общую игру, чтобы дети могли действовать одной и той же игрушкой одновременно. Такая работа проходит параллельно с формированием позитивного отношения детей друг к другу.

Происходят изменения в общении ребёнка с взрослыми. У малыша сохраняется высокая чувствительность к эмоциональному общению, но при условии общих с взрослым предметных или игровых действий. Детям уже не достаточно одного доброжелательного внимания – им нужно, чтобы взрослый принимал участие в их действиях. В тесном практическом взаимодействии, подражая взрослому, дети осваивают предметные действия, правила поведения и общения.

В три года у детей формируется определённый комплекс поведения. Они стремятся самостоятельно достигать позитивного результата собственной деятельности. В случае неудачи малыши обращаются за помощью к взрослому, именно ему демонстрируют свои успехи и достижения, которые без его одобрения чаще всего утрачивают свою ценность. Негативное или равнодушное отношение взрослого к результатам детской деятельности вызывает у детей чувство обиды и грусти.

Итак, данный возрастной период характеризуется повышенной чувствительностью и восприимчивостью ребёнка к оценке взрослым его достижений. Из них у малыша постепенно начинает складываться образ собственного «Я»

 

Дата последнего обновления страницы 18.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»