Возрастные особенности детей 4 года жизни

 

 

Группа "Подсолнушки"

 

 

Возрастные особенности развития детей от 1,5 до 2 лет

 

 

Характерной особенностью детей в первые годы жизни является бурный темп их физического и психического развития.

В год малыш уже ходит, начинает овладевать предметной деятельностью, к двум годам овладевает основными движениями.

Быстро растет активный словарь ребенка: 10—12 слов к концу первого года жизни — и 1200—1500 слов к трем годам.

Такой стремительный темп развития накладывает отпечаток и на физическое состояние ребенка, и на его поведение. При поступлении в детский сад эта особенность возраста должна учитываться дошкольными работниками. Иначе, если условия развития и воспитания ребенка будут изменены в неблагоприятную сторону, могут произойти задержки в развитии движений, словаря, действий с предметами и т. д.

Организм маленького ребенка характеризуется функциональной незрелостью. Приспособляемость к изменяющимся условиям среды, в частности к температурным колебаниям, несовершенна, вследствие чего малыш подвержен простудным заболеваниям. Поэтому он нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе. Забота о здоровье детей, его укреплении является одной из главных задач детского учреждения. С состоянием здоровья ребенка тесно связано его психическое развитие. Если дети часто болеют, они становятся вялыми, безразличными к окружающему или раздражительными, плаксивыми, а это может существенно задержать развитие движений, действий с предметами, следовательно, задержать развитие мышления, восприятия, речи.

Особенно подвержены заболеваниям те малыши, которые только что поступили в детский сад. Группа детского сада - это множество контактов, более неблагоприятная бактериальная среда, и, если организм ребенка не закален, он быстро может заболеть. Дети, которые привыкли к слишком высокой температуре воздуха в домашних условиях, могут легко простудиться.

Воспитатель должен особенно внимательно отнестись к новым детям: соблюдать все правила гигиены, тщательно одевать каждого малыша на прогулку, не допускать, чтобы малыш брал в рот игрушки. Воспитатель должен вовремя сменить мокрую, грязную одежду, иначе она может стать причиной заболевания.

Как правило, только к полутора годам дети приобретают привычку проситься на горшок, а приходящие из семьи нередко не владеют этой привычкой и в более старшем возрасте. Случается, что дети, которые дома приучены к опрятности, в новых условиях временно утрачивают эти умения.

Совершенствуется самостоятельность детей в самообслуживании. Малыш овладевает умением самостоятельно есть любые виды пищи, умыться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.

К 1,5 - 2 годам некоторые дети уже могут есть самостоятельно. Но их надо в первое время кормить, постепенно формируя необходимые навыки приема пищи, опрятности, гигиены.

В овладении речью ребенок проходит путь от гуканья, гуления, лепета, подражания слогам и словам к словопроизношению. К 2 годам дети постепенно переходят с языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.

Называть вещи своими именами ребенок может уже в возрасте 1 – 1,5 лет. Внятная речь появляется только к двухлетнему возрасту. В это время дети начинают комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро.

Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной, самостоятельной речи. Обычно связь между предметами, действиями и словами, их обозначающими, у детей второго года формируется легко (после 2-10 повторений).

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой, хороший, красивый».

Процесс становления взаимоотношений ребенка со сверстниками также длителен и непрост. Начинается он с кратковременных действий рядом с другими детьми, совместных действий. И только потом эти совместные действия становятся длительнее.

Психическое развитие ребенка происходит в процессе деятельности, содержание и характер которой на протяжении детства меняются, совершенствуются.

Во второй половине первого года жизни взрослые включают в общение с ребенком предметы и игрушки. Они показывают ребенку игрушку, учат производить с ней определенные действия: катать мяч, открывать и закрывать коробочки, вставлять ножку деревянного грибка в отверстие в шляпке, снимать колечки со стержня, а затем нанизывать их и т. п. Взрослый производит действия рукой ребенка, и малыш учится проделывать их самостоятельно. Если взрослые не включают игрушку в процесс общения, ребенок задерживается на стадии эмоционального общения, а это задерживает развитие действий с предметами, овладение которыми необходимо для нормального развития основных психических процессов. Постепенно круг общения расширяется.

Игра. Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности — от манипулирования предметами к отдельным действиям с предметами по назначению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 25.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»